31.01.2015
Природа названия машинки довольно прозрачна. В это время Германия уже грезила предстоящими Зимними и Летними Олимпийскими играми, которые прошли зимой в Гармиш-Партенкирхене и летом в Берлине в 1936 году. 

 

 

Мне очень нравятся классические канцелярские машинки, спроектированные до Второй Мировой войны. Их корпус непременно чёрного, глянцевого цвета, они характеризуются высочайшим качеством и прочностью и, как правило, почти полностью сделаны из металла. Вопрос остаётся лишь за их сохранностью. Здесь я отличаюсь перфекционизмом – собираю машинки в великолепном или исключительно хорошем состоянии, в противном случае занимаюсь их восстановлением, реставрацией. Olympia восьмой модели — одна из моих любимых «довоенных».  
 
 
 
 
Восстанавливать эту машинку, к счастью, не надо было, она дожила до наших дней в блестящем состоянии. Единственное, что пришлось сделать, – покрасить поцарапанные катушки, а они совершенно не типичны, предусмотрены специально для машинок этой конфигурации, так что найти им замену непросто.
Отдельного разговора заслуживает расположение клавиш на этой машинке. Знающие заметят, что оно очень близко к современному, и такой «расклад» в то время был маловероятен. Но об этом расскажу в конце.
 
  
 
 
Хотя моя машинка была выпущена в 1950 году (серийный номер 848695), само изобретение относится к довоенной эпохе. «Восьмёрка» впервые сошла с конвейера в 1934 году и производилась по довоенным лекалам до 1952 года. Серьёзные коррективы в историю развития компании-производителя внесла Вторая Мировая война.
 
ИСТОРИЯ КОМПАНИИ OLYMPIA
История компании Olympia началась в Берлине в 1903 году. Компания AEG (Allgemeine Elektricitäts Gesellschaft / Всеобщая электрическая компания), учитывая спрос и популярность пишущих машинок, решила заняться производством канцелярской техники и впервые выпустила печатающее устройство Mignon. Оно совершенно не напоминает печатную машинку в привычном смысле, однако такой аппарат успешно продавался более тридцати лет в нескольких модификациях.
Пишущая машинка Mignon, ≈ 1903 г. 
Экспонат музея Бродско-Посавской жупании (Хорватия)
Musej Brodskog Poslavlja
 
Классическую (стандартную, клавишную) пишущую машинку компания AEG впервые изготовила в 1912 году. Первые модели были опытными и в массовое производство не поступали. В дальнейшие планы по усовершенствованию машинки вмешалась Первая мировая война, так что предприятию было чем заняться: завод максимально конвертировали под выпуск продукции для военных нужд. Запустить серийное производство удалось только в 1921 году. 
В 1923 году компания, чтобы расширить производственные мощности, из Берлина переехала в Эрфурт, где продолжила выпуск канцелярских машинок AEG (3, 4, 5, 6) и планшетных устройств Mignon. В 1930 году компания AEG поменяла название на Europa Schreibmaschinen AG Berlin – Erfurt, в это же году на её фарбике было начато производство портативных машинок и стартовал выпуск седьмой канцелярской модели, которая впервые получила название Olympia. Восмая модель является её усовершенствованной версией, она появилась на рынке в 1934 году.
Сохранился уникальный диафильм под названием «Создавая пишущую машинку» (Werdegang einer Schreibmaschine / Making of a Typewriter), в котором процесс производства канцелярских устройств показан на примере завода в Эрфурте. На диапозитивах можно увидеть, как в сборочном цехе собирают машинки «Олимпия».
 
 
 
 
 
Машинки марки «Олимпия», выпущенные в Эрфурте, оказались не только высококлассными и надёжными, но и долговечными. 
 
 
Природа названия машинки довольно прозрачна. В это время Германия уже грезила предстоящими Зимними и Летними Олимпийскими играми, которые прошли зимой в Гармиш-Партенкирхене и летом в Берлине в 1936 году. Это были самые противоречивые с политической точки зрения Игры за всю историю Олимпиады, но именно в 1931 году во времена Веймарской республики (за два года до прихода к власти национал-социалистов) МОК принял решение, что они состоятся в Германии.
 
Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажёг олимпийское пламя.
Церемония открытия XI Летних Олимпийских Игр. Берлин, 1936
 
Отныне машинка называлась то Olympia, то AEG или носила комбинированное имя АEG — Olympia. За восьмой моделью новый бренд закрепился окончательно, а в 1936 году, когда Олимпиада в Германии уже стала фактом истории, предприятие сменило и своё прежнее наименование Europa Schreibmaschinen на Olympia Büromaschinenwerke.
Незадолго до окончания Второй Мировой войны завод был серьёзно повреждён. Эрфурт и окрестности были оккупированы американскими войсками в апреле 1945 года. Потом предприятие оказалось в советской оккупационной зоне и подчинялось советской военной администрации в Германии, завод в Эрфурте был даже приписан к московскому «Точмашу».
 
На переднем плане Главнокомандующий Советской военной администрацией Германии
маршал Советского Союза Г. К. Жуков. 12 июля 1945 г.
Imperial War Museum
 
Уже в июле 1945 года было возобновлено производство довоенной восьмой модели «Олимпии». А в августе началась поставка этих машинок в СССР в качестве военных репараций. Так что неудивительно, что в России сохранилось довольно много «восьмёрок».
 
 
О факте таких «спешных» репараций, в частности, пишет немецкий исследователь Леонард Дингверт в первой части книги «История немецких  заводов пишущих машин» (Leonhard Dingwerth. Die Geschichte der Deutschen Schreibmaschinenfabriken- Band 1: große und mittlere Hersteller, BoD – Books on Demand, 2008).
 
РАЗДЕЛЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ОЛИМПИИ
В связи с известными событиями часть сотрудников компании «Олимпия» бежала на запад. Поскольку машинки были очень востребованы на рынке, вскоре в  Вильгельмсхафене (Нижняя Саксония) этим специалистам нашлось применение, ведь они бежали вместе с теми проектами, сметами и документами, которые успели с собой захватить. В 1948 году там открыли производство машинок Orbis. Сразу же между двумя предприятиями – одним на западе и другим на востоке — возник спор, кто из них вправе использовать бренд Olympia. Конфликт разрешил Международный суд ООН в Гааге: право на использование марки закрепили в 1949 году за беглыми основателями завода в Вильгельмсхафене.
 
Технологии производства мехнанических пишущих машинок, разработанные компанией AEG в Эрфурте, продолжили своё развитие после Второй Мировой войны на других предприятиях Германии.
С этих пор новая компания на западе будет выпускать машинки «Олимпия» вплоть до 1992 года. Эта фирма делала, например, машинки Olympia Traveller de Luxe (нам больше известны югославские копии этой разработки под названием Unis Tbm de Luxe). В свою очередь предприятие в Эрфурте поменяет название на Optima Büromaschinen VEB и сравнительно недолго будет выпускать машинки «Оптима» по «олимпийским» стандартам пока производственные мощности не объединят с немецким комбинатом «Роботрон» (это предприятие выпускало, например, знаменитые «Эрики» в пластиковом корпусе и просуществовало до 1990 года).
 
Итак, получается, что моя эрфуртская «восьмёрка» выпущена как раз после судебных тяжб между предприятиями расколовшейся Германии, после образования ГДР. Примечательно, что на корпусе машинки значится надпись Olympia Büromaschinenwerke AG, Erfurt. Юридически фирма сменит название на Optima Büromaschinenwerke только в 1951 году. Но именно «восьмёрка» станет последней машинкой, которую ещё будут выпускать в Эрфурте под маркой «Олимпия» вплоть до 1952 года включительно.
 
ОПЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Технически машинка снабжена всем, чем вообще можно снабдить механическую машинку и даже больше. Пять междустрочных интервальных позиций, регулировка силы удара, ручное и автоматическое переключение направления катушек, печать вразрядку, специальные зарубки для линования, табулятор.
Совершенно особенно устроен на восьмой «Олимпии» (как и на двух предшественницах AEG) ленточный механизм. Катушки встроены в корпус вертикально на правом и левом боках, когда на эти катушки намотана чёрно-красная лента, меняется вид машинки, она выглядит солиднее и стильнее.
 
 
 
Предусмотрены очень широкие настройки цветности, правда, доступ к ним не так-то прост, регулировки находятся в «движке» машинки под кареткой – можно отрегулировать высоту подъёма лентоводителя отдельно для чёрного и отдельно для красного цвета, отдельно для строчных и отдельно для прописных букв. Это обеспечивает абсолютно безошибочную печать в цвете, особенно таких букв русского алфавита как «ф», заглавной «Й», знака параграфа, у которых имеются большие выносные элементы по начертанию.
Каретка машинки легко снимается при помощи специального рычага, шнур барабана при этом автоматически остаётся закреплён на корпусе при установленном заранее (или по умолчанию) натяжении. К «Олимпиям» этой серии поставлялись каретки разной ширины, так что при наличии дополнительной одна каретка легко заменяется другой, более широкой или узкой.
 
 
 
Кстати, это одна из немногих машинок, на которых мне не страшно нажать на кнопку табуляции при отсутствующих её позициях, т.е. когда каретка должна доезжать до конца влево за счёт достаточно сильной тяги барабана. На многих машинках результат такого нажатия может быть сравним с выстрелом снаряда, иной раз кажется, что каретка вылетит или повлечёт за собой всё машинописное «хозяйство». На восьмой «Олимпии» каретка едет до «конечной станции» достаточно быстро, но очень аккуратно.
 
И БАЙКА О ПЕРЕПАЙКЕ  
Какой была русская раскладка вплоть до начала 50-х годов, хорошо известно. Цифры и знаки в буквенных рядах на левой стороне клавиатуры и там же твёрдый знак, редкий ныне в использовании. К сожалению, логичное расположение букв на клавиатуре для письма на современном русском языке сложилось только к середине 50-х годов, оно, действительно, удобно, некоторые эксперты признают, что даже комфортнее, чем американская «QWERTY» для носителей английского.
 
Из-за трёх «неправильно» расположенных букв и литер, пришлось менять местами 19 клавиш и 19 печатных колодок соответственно. Перепайка процесс непростой, в нём самое важное – подгонка:  правильно задать высоту, глубину и угол посадки литерной колодки,  чтобы оттиск отпечатывал букву по всему её периметру. По-моему, получилось замечательно.
Чтобы приблизить качество припоя к заводскому, место припоя на открытом участке колодки отшлифовано надфилем.
 
 
Замечу, что верхний цифровой ряд остался почти неизменным, но и более поздняя машинописная раскладка этого ряда не совпадает с современной компьютерной. Впрочем, это обстоятельство неудобств не вызывает.
Нарушил ли я таким образом «историзм» коллекционной модели? Не думаю. Ведь перепайка машинок в нашей стране практиковалась, почему бы и я не мог быть к этому процессу сопричастен?
 
ВОЛШЕБНЫЙ КОРОБ 
 «Олимпия» приехала ко мне из Тулы в крепком деревянном чехле с соответствующей на нём надписью. Машинка прикрепляется к днищу этого короба мощными болтами, и в принципе это обеспечивает безопасную транспортировку (при заблокированной каретке). Ящик, по-моему, тоже «песня», представляет некоторую винтажную ценность. Забавно и обидно лишь, что я куда-то от него подевал ключи, найдутся ли?
 
 
На этом по восьмой «Олимпии» пока всё, хотя информации ещё много, но, главным образом, на немецком языке. В Америке эту машинку плохо знают, для американцев это настоящий раритет. А для нас — так, по большей части «репарация». Коллекционерам, если такой модели у них нет, — машинку рекомендую: ищите, но только в очень хорошем состоянии, чтобы она блестела и радовала своим величественным видом, но ни в коем случае не заржавевшее и расшатанное барахло, которое может привести только к унынию. И, да, рабочий стол для неё должен быть крепким и, желательно, неполированным.  
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных