11.10.2017
Первую модель любой пишущей машинки производители никогда не нумеровали, если, конечно, у них в запасе не было сразу несколько разработок. Для модификаций придумывали красивые довески к бренду: Mercedes Prima, Triumph Tippa, Underwood Champion. А есть машинки, в названии которых довесок к имени существовал дольше, чем сам бренд. Например, Optima Elite — образец, который занимает достойное место в моей коллекции.   

 

Первая пишущая машинка Optima Elite в обтекаемом дизайне сошла с конвейера в начале 50-х годов в ГДР как «новая старая». Дело в том, что её конструкция была разработана инженером Йоханнесом Крюгером задолго до Второй мировой — в начале 30-х годов — и до войны на заводе в Эрфурте выпускалось несколько версий машинок с такой же механической «начинкой», но под маркой Olympia, в том числе модель Elite (наряду с Progress, Filia, Robust и Simplex).
Однако после войны «крюгеровы детища» получили новые названия и новые формы, а за олимпийское имя началась борьба. И вот почему.
После войны завод оказался в советской оккупационной зоне. Сильно разрушенное в апреле 1945 года в ходе бомбардировок союзной авиации предприятие быстро восстановило производство и начало поставку продукции по репарациям в СССР. Однако вскоре часть сотрудников завода бежала на запад в британскую оккупационную зону в город Вильгельмсхафен, где основала другое предприятие, которое выпускало машинки по тем же крюгеровским довоенным проектам сначала под названием Orbis, а потом так же, как на востоке, под брендом Olympia.

typewriterdatabase.com

 
Естественно, вскоре возник спор о том, кто из двух производителей вправе использовать старую марку, которая получила отличную репутацию в 30-е годы, с чьим именем автоматически ассоциировалось отличное качество. (О том, как появилось название бренда, можно прочитать в статье «Олимпия Восемь. Неспортивная история».) Конфликт был разрешён в 1949 году Гаагским судом в пользу беглых основателей нового завода. В Вильгельмсхафене стали на законных основаниях выпускать машинки Olympia, а в Эрфурте вынуждены были придумать новое название и, начиная с 1951 года, там производили те же самые машинки, но под брендом Optima.
 
После таких сложных перипетий и родилась Optima Elite на новом предприятии VEB Optima Büromaschinenwerke. Сначала машинка выпускалась как абсолютный аналог довоенной Olympia Elite — менялось лишь название.
 
C 1953 года она появилась в совершенно новом дизайне с плавно закруглённым корпусом. Первые образцы «по старинке» выпускались в чёрном глянцевом цвете, как и модель из моей коллекции, позднее появлялись машинки в других цветовых решениях.
В модификации моей машинки присутствует ещё одна «фишка» — пюпитр. В отличие от ранних версий, где подставка для бумаги выполнена в виде изогнутой проволоки и может наклоняться вперёд и назад, здесь этот «аксессуар» существует как необязательное дополнение, он может по желанию вставляться в конструкцию каретки или выниматься. Такое решение мне кажется сомнительным, но теперь, когда всё воспринимается с точки зрения коллекционной значимости, весьма интересным, хотя, скорее, забавным.
 
Теперь к эргономике, качеству и тактильным чувствам. В соответствии с серийным номером представленный экземпляр был выпущен в 1955 году. Безусловно, великолепная сохранность машинки и минимальное её использование в прошлом обычно всегда обеспечивает хорошие отзывы. Что ж, это так. В печати машинка довольно комфортна, хотя требует она более твёрдого удара по клавишам и отдача от них более жёсткая, чем, например, у сверстницы Erika 10. Насчёт качества, могу с уверенностью сказать, что оно на высоте, в том числе, основываясь на опыте: я много возился с машинками Крюгера, и они мне очень нравятся. Особенно меня восхищает всегда ровная линия строки при родном припое, обычно даже с возрастом и большим сроком службы буквы не пляшут.
Резина на бумагоопорном вале пока не вызывает никаких нареканий, но это, как известно, вопрос времени (к слову, на более старых крюгеровских машинках 30-х годов обычно её приходится менять).
 
 

 

 

 
Купил я эту машинку в 2017 году, как уверял продавец, пользовались ей два или три раза. Меня всегда изумляло это «знание»: может быть, надо было как-то регистрировать количество сеансов за машинкой? Впрочем, машинка, очевидно, мало эксплуатировалась и, вероятно, всегда бережно хранилась в чехле, поэтому, к счастью, потребовала минимальных приложений к тому, чтобы вернуть ей полную работоспособность.
Интересно, что ближайшая родственница Optima Elite на западном предприятии в Вильгельмсхафене впервые появилась на свет гораздо позднее — только в 1958 году и получила название Olympia SM 4. Обнаружить их родство не составляет труда.

machinesoflovinggrace.com

 

Любопытно также, что первые две версии Optima Elite не нумервались производителем как разные модели. Однако в 1955 году с конвейера VEB Optima Büromaschinenwerke сошла новая машинка — Optima Elite 3, с ещё более обтекаемым — «ртутным» — корпусом и более закрытой крышкой над сегментом. С этого момента по умолчанию версия Optima Elite с довоенным дизайном стала считаться первой моделью, а поздняя, то есть представленный экземпляр, второй. Поэтому более точное название описываемой машинки — Optima Elite 2.
 

 

Optima Elite и в старом и в позднем вариантах исполнения является, на мой взгляд, хорошим приобретением для коллекционеров, демонстрирует определённый отрезок в истории пишмаша и промышленного дизайна.
 

11.10.2017

 

    Комментарии
    03.12.2020 в 22:28
    Борис Кудрин :Пюпитр03.12.2020 в 22:28
    03.12.2020 в 22:28
    "присутствует ещё одна «фишка» — пюпитр... Такое решение мне кажется сомнительным, но теперь, когда всё воспринимается с точки зрения коллекционной значимости, весьма интересным, хотя, скорее, забавным." Это не забава, этот пюпитр показывает, что заканчивается лист, у вас осталось написать ещё одну-две строки. Как ограничители левого и правого полей листа. При окончании строки у вас раздастся звонок, и вам дано дописать 2-3 буквы, или сделать перенос. А при окончании листа, звонка не будет. Когда верхний край листа упрётся в ограничитель пюпитра, лист закончился. Если нет такого пюпитра-линейки, то машинистке нужно было отмерять 20 мм от нижнего среза листа, и делать отметку карандашом. А это не всегда удобно. Когда пишешь слепым методом или под диктовку, то ты следишь только за текстом, и можешь пропустить эту отметку. А это уже брак, представьте, перепечатать вновь, весь этот текст, это вам не компьютер, где всё сделают за тебя. Смотри только на текст и работай в своё удовольствие. СПАСИБО за статью, было очень, даже ОЧЕНЬ интересно, как профессионалу.
    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: