25.11.2018
Печатная машинка Olympia SM 7 и в советское время у нас имела редкое хождение, а уж сейчас, да ещё с кириллицей и в идеальном состоянии — это то, чего не может быть. Исключение: моя коллекция. В ней она присутствует. 
 
Думаю, это такая редкость, которую нельзя продать даже за миллион. Впрочем, если у вас есть такая модель с русской клавиатурой, прошу вас — напишите мне, я за вас порадуюсь. 

Пишущая машинка Olympia SM 7 De Luxe, 1962 г.в., серийный номер 1944041 



Как небывалая машинка оказалась у меня? Она таковой сделалась. 

Изначально она писала на финском языке, и нашёл я её в Петрозаводске. Когда машинка переехала из Финляндии в карельскую столицу, одному Юмале, то есть финскому богу известно, но точно ясно, что печатали на ней мало и совершенно очевидно, что продавалась она в Суоми: на шильдике сзади указан дилер в Хельсинки: Konttoriura OY / Helsinki. 
 

 

 
 
Olympia — один из самых известных брендов пишущих машинок в мире. До конца 1940-х годов эти машинки делали в Восточной Германии, в Эрфурте. Именно оттуда в качестве военных репараций их поставляли в СССР вагонами, поэтому у нас до сих пор не проблема найти, например, замечательную машинку Olympia Progress в великолепной сохранности. 
 

Так получилось, что после Второй мировой войны право пользоваться этим брендом перешло к другому, новому предприятию по производству пишмаша, которое открылось в Западной Германии в Вильгельмсхафене. И вот эти-то «олимпии» в СССР не экспортировались. 
 

Василий Аксёнов за пишущей машинкой Olympia SM 8. 1980 г., США

 

Вот посмотрите: писатель Аксёнов сидит за столом, а на столе машинка Olympia SM 8. Машинка — ясное дело — с русской раскладкой, но, несомненно, из ФРГ она попала напрямик в США, где буквопечатающие аппараты с шрифтами на разных языках всегда были востребованы. А фото это сделано в Лос-Анджелесе. Короче говоря, машинки с русским алфавитом в Западной Германии тоже выпускались, но не в большом количестве, лишь в том объёме, который обеспечивал спрос у русских за рубежом, в том числе у эмигрантской аудитории; разумеется, закупали их и для наших загранучреждений.
Завод «Олимпия», может, и хотел бы поставлять свои машинки в СССР, но это было очень затруднительно. В отношении экспорта в Советский Союз действовали ограничительные меры, введённые Координационным советом по экспортному контролю, в который входили многие страны Запада, в том числе ФРГ. Согласно его правилам, некоторые товары (особенно оружие, микроэлектроника) вообще не могли поставляться в соцстраны, а техника и технологии из разрешённого списка можно было продавать в СССР не раньше, чем через четыре года после их серийного выпуска. Olympia SM 7 выпускалась вообще всего три года, попасть в Советский Союз ей было не судьба. Ну, если только в обход санкций. С этим механизмом мы хорошо знакомы и сегодня.


На это указали в том числе пробы печати на Olympia SM 7: клавиши нажимаются с предельной для механики лёгкостью, а оттиски получаются чёткие и красивые. Корпус машинки при работе не дребезжит и не вибрирует, как это бывает у многих пишущих устройств из семейства ширпотреба. «Хорошо бы ей писать на русском», — сразу подумал я, и не заметил, как начал охоту на донорскую машинку с кириллицей. 

В российских чуланах найдётся всё: через полгода на авито обнаружилась полуразрушенная машинка такой же версии в Ярославле. У неё был сломан шаговый механизм и совсем разболталась каретка, но в ней отлично сохранилось самое главное — кремовые клавиши и литерные рычаги заводского припоя с кириллицей. Откуда такой аппарат взялся, продавец не смог сообщить, но обошлись эти запчасти мне дороже, чем машинка из Петрозаводска. Вот, что осталось от неё после изъятия нужных деталей:

Вскоре замысел реализовался, и получилась настоящая машинка Olympia SM 7 с русской раскладкой.
 
 
 
Это не реплика с перепайкой: в ней все детали родные, притираться друг к другу им не пришлось, они гармонично соединились в цельном механическом организме. Застучали литеры, забегали буквы, превращаясь в слова и строки, ни одна из них не дрогнула в ровном ряду знаков и символов. 

При русификации другой машинки, выпущенной на этом же западногерманском заводе, — для супермаленькой Olympia SF de Luxe, которая также появилась в моей коллекции совсем недавно, потребовалось больше усилий: сюда были привнесены детали из машинки Unis, нужно было проводить юстировку каретки и много ещё чего. Но об этом — в отдельном обзоре. 


Добавлю, что переделка иноязычных машинок в пишущие на родном языке не является для меня обязательной историей и самоцелью. Однако я считаю, что большинство машинок в коллекции должны быть с русской клавиатурой. И здесь нет никакого нарушения исторической правды. О том, что машинка переделана, я мог бы легко умолчать, также как молчат многие машинки, которые по-настоящему высококлассно были русифицированы ещё советскими механиками давно в прошлом. Мера эта в какой-то степени вынужденная: машинки с латинским шрифтом сохранились гораздо лучше, чем с русским, которые эксплуатировались у нас аридовы веки до последней степени износа. 

Кстати, аббревиатуры в названиях моделей машинок «олимпий», сделанных в ФРГ, взяты не с потолка. Они указывают на размер машинки: 

SG — Schreibmaschine Groß («Большая пишущая машинка») 
SM — Schreibmaschine Mittelgroß («Пишущая машинка среднего размера») 
SF — Schreibmaschine Flach («Маленькая пишущая машинка») 


По своему типу Olympia SM 7 является портативной машинкой, но не дорожной, а настольной, что её приближает к канцелярским, предназначенным для работы в офисе или дома: носить такую с собой или брать в поездку не станешь, она весит 8 кг, но чемодан у неё очень хороший и удобный, машинка автоматически (сама собой!) крепится к его днищу, защёлкиваясь. Чтобы её отстегнуть потом, надо синхронно нажать на два рычажка справа и слева. И вуаля! 
 
 

С точки зрения художественного конструирования «семёрка» первая из SM-серии, которая была выпущена в новом дизайне, более угловатом. Предшествующие отличаются обтекаемыми формами и представляют собой различные вариации первой модели. 
 

 

 

В машинке Olympia SM 7, по-моему, всё правильно. Кажется, достаточно одного взгляда, чтобы убедиться, что она сделана качественно. Впечатление это не обманчивое. Машинка внушает надёжность: в ней минимум пластика и максимум металла; она очень практичная и удобная в обращении: органы управления просты и интуитивно понятны; выглядит стильно: хотя в ней нет никаких сложных дизайнерских изысков — форма выполнена в строгой геометрии, но присутствие хромированных элементов, решения с цветом клавиш и ручек на каретке, рифлёная панель на щитке с серебряным логотипом делают её эстетически приятной. На мой вкус. 
 
 
Не хотелось бы в очередной раз заводить любимую шарманку и педантично рассказывать обо всех функциях этой машинки, но отметить несколько опций всё же стоит: помимо обычных есть табулятор, который помогает при работе с таблицами, регулятор силы удара, блокировка каретки для транспортировки, переключатель цвета печати. 
 
 
 
Тем, кому интересно оценить всю линейку «олимпийских» машинок ФРГ, рекомендую заглянуть на сайт x over it и пролистать две странички: 

Olympia SM series (part 1, 1948-1964)

Olympia SM series (part 2, 1964-1980s).


При всех достоинствах Olympia SM 7 стоит заметить, что шумит она — будь здоров! Но это нельзя назвать недостатком в отношении механических пишущих машинок. 

Если, конечно, это не машинка Remington Noiseless. О ней-то и пойдёт разговор в следующем обзоре.

 

25.11.2018

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных