07.03.2019
Многие творческие люди наиболее продуктивны ночью. Весь мир спит, зато в твоей комнате совершается искусство, ты на максимуме креативных возможностей. Всё самое важное сосредоточено только здесь, в твоём рабочем пространстве, когда музу не спугнёт неожиданный визит гостей или телефонный звонок. 
 
 
Живописец может так писать картины до первых петухов, а архитектор ночи напролёт чертить здание своей мечты. Но если ты писатель, а основной твой инструмент  пишущая машинка, тогда ты легко можешь превратиться в «соседа, что мешает спать». 
У музыкантов риски навлечь на себя гнев жителей многоквартирного дома гораздо выше даже средь бела дня. Только недавно, в век цифровых технологий, изобретатели придумали бесшумные музыкальные инструменты. 
 
 
А вот первые тихие печатные машинки создали более ста лет назад! Причём, естественно, целиком на чистой механике. 
Их тоже назвали бесшумными. Конечно, условно. Правильнее было бы их считать малошумящими. Такие буквопечатающие устройства не гремят литерами, а слегка, еле слышно постукивают, в общем, работают так тихо, что никакие соседи не услышат ни звука. 

Одна из таких машинок  портативный Remington Noiseless Portable 1934 года  украшает мою коллекцию. Раскладка у неё  близкая к стандартной латинице, так что, например, на английском писать на ней весьма удобно.  Но вообще, клавиатура шведская, и на правой стороне переднего щитка значится герб шведского королевства.
 

У ночных творцов такая печатная машинка пользовалась спросом, потому что была идеальна для них. Предполагалось, что бесшумные аппараты типа Remington Noiseless вообще произведут бум на рынке пишмаша. Ведь шум  очевидный недостаток, который присущ большинству механических машинок. Однако эта разработка не получила ожидаемой популярности. 

Но сначала о сути изобретения. 

В отличие от большинства машинок в таких был внедрён так называемый механизм противодействия, который поглощает силу при ударе по бумагоопорному валу. Иными словами, каждый литерный рычаг в таких машинках соединён дополнительными передаточными поводками, которые не дают ему удариться во всю мощь о бумагоопорный вал. 
 

Таким образом, печатающее устройство машинки рассчитано на лёгкий удар. Нет, конечно, можно стукнуть по клавише с какой угодно большей силой, но результат всегда будет тот же  рычаг прикоснётся к бумаге с таким же нажимом, как и тот, по клавише которого вы ударили бы гораздо мягче. Для лучшего понимания Пол Липпман, автор энциклопедии американских пишущих машин, объясняет это так: это не удар, это мягкое прикосновение рычага к бумаге, как будто лёгкий поцелуй. 

Образец шрифта. Текст из рекламных постеров Remington Rand Co.

 
История изобретения бесшумных машинок относится к концу XIX  началу ХХ века. В 1909 году было основано целое предприятие Noiseless Typewriter Company, которое впервые выпустило бесшумную машинку с трёхрядной клавиатурой. На ней был установлен не резиновый, как у всех машинок, а металлический бумагоопорный вал, потому что шум от ударов рычагов подавляет на ней не опора, а ограничители рычагов. 


 
В 1924 году компания Noiseless Typewriter свою бесшумную разработку продала фирме Remington Rand. Инженер предприятия Джордж Гоинг идею переработал и создал более классический вариант такой машинки  с четырёхрядной клавиатурой и резиновым валом. 

Remington Noiseless Portable, без сомнения, является шедевром механики, которая по сравнению с большинством машинок сложнее, наверное, в два раза. Компания Remington Rand выпустила целую линейку как портативных бесшумных машинок, так и канцелярских. 

Образец шрифта. Текст из рекламных постеров Remington Rand Co.

 


Идеи беcшумной механики развивали и немцы. Инженер Фогт создал ещё более совершенную, правда, только большую (канцелярскую) бесшумную машинку для компании Continental. 

Впрочем, ни американцы, ни немцы не смогли превзойти друг друга в части производства бесшумных машинок, поскольку эти гениальные изобретения не получили успеха у потребителей. Бесшумную Continental после Второй Мировой уже не производили, а Remington Noiseless выпускали вплоть до 60-х годов, но отнюдь не в таком большом количестве, как обычные шумные. 

Почему такие машинки не стали популярны? Я бы ответ сформулировал так: потому что они слишком совершенны для несовершенного человека. 
 

Причина плохой продаваемости таких аппаратов крылась в привычках, психологии и тактильных ощущениях. 

Я искренне не понимал, почему бесшумные машинки не совершили революцию в производстве буквопечатающих аппаратов, пока в прошлом году такая машинка не появилась в моей собственной коллекции. 

Если вы раньше печатали на обычных машинках, то при переходе на бесшумную, вы почувствуете «неладное» сразу. Вы столкнётесь с сопротивлением. Окажется, что это не вы хозяин процесса печати. Нажав на клавишу, вам покажется, что вы её не дожали, что оттиск не получился, потому что не было ощущения, что удар состоялся и не было чётко слышно, что это получилось. 
 


Примерно с такими же жалобами обращались к производителям покупатели и в те времена, когда эти машинки выпускались. 

Впрочем, я думаю, что причина этих недоразумений не в содержании жалоб, а в плохой переобучаемости человека. Если пользователю, который никогда раньше не имел дела с машинками, предложить поработать за Remington Noiseless, он никаких недостатков не почувствует, ведь бесшумной машинке ничего не нужно кроме лёгкого удара! 
 

Любопытно, что, вероятно, под воздействием пожеланий клиентов, компания Remington Rand выпустила ряд моделей, которые внешне и даже по внутренней механике выглядят, как уже известные бесшумные машинки, но на самом деле не имеют специальных противовесов и шумят, как обычные. Их назвали Noisy Noiseless, что на русский язык можно перевести как «псевдобесшумные». 
 


«Псевдобесшумная» машинка Remington Rand 1 Portable (1936 г.)


И такое странное коммерческое решение получило успех. В результате и производитель не отказался от сложной и дорогостоящей механической разработки и покупатель был доволен очередной новинкой, шумящей «как надо». 
Что до настоящих бесшумных машинок, то, надо отметить, что в офисах они не прижились ещё и потому, что в силу ограниченности силы удара не могли за раз «отстучать» более двух копий, тогда как типичные машины делали гораздо больше. Неслучайно Remington Rand вскоре позиционировала бесшумные машинки как «домашние». 
 
 
Справедливости ради, с бесшумными аппаратами подружились и прекрасно работали многие известные писатели: Редьярд Киплинг, Бернард Шоу, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Джек Керуак, Станислав Лем, Герман Гессе, Блез Сандрар.
 

Бернард Шоу (1856-1950) за пишущей машинкой Remington Noiseless Portable

 
Вероятно, многим из них приходилось писать поздними вечерами и ночами. И многие из тех произведений, которые печатались на бесшумных машинках в подлунной тишине, получили оглушительный успех.
 
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных