07.04.2020
История успеха швейцарского бренда пишущих машин Hermes началась в эпоху Великой депрессии. 
Тогда крупные производители этих печатающих устройств в США, Германии, Италии и других странах переживали тяжёлые времена: несли убытки, поглощали друг друга, некоторые исчезали с рынка навсегда. Именно в это время швейцарская компания E. Paillard & Co. S.A. впервые представила печатную машинку Hermes Baby. Это был 1935 год. Последовало молниеносное мировое признание этого бренда.
До середины 1930-х годов завод пишущих машин в Ивердоне не был особенно известен, хотя там уже с 1913 года начали разрабатывать пишущие машины, причём среднего класса, а первая модель 1920 года вообще не пошла на рынок. Оказалась слишком сырой.
Не стоит думать, что накопленный столетиями опыт в производстве часов, которым славится Швейцария, сразу же отразился и на изготовлении печатных машинок. Всё-таки это совершенно разные механические устройства, и компания E. Paillard & Co. S.A. оказалась тогда пионером в новой отрасли промышленности Швейцарии. К слову, эта семейная фирма была основана в 1819 году и чего только не делала: музыкальные шкатулки, патефоны, те же часы и другие приборы и предметы быта.
 

Музыкальная шкатулка Paillard, конец XIX века
musicboxrestorations.com

 

К середине 1930-х годов эта компания уже выпустила целый ряд хороших и крепких машинок, достойных конкурировать с другими брендами. Но именно Hermes Baby завоевала мировой рынок.
  
В-третьих, новой модели машинки Hermes дали соответствующее и запоминающее название «baby», «малышка». Так назвать эту машинку, по данным сайта typewriters.ch, предложил Гуальтьеро Тибен, маркетолог фирмы и будущий мексиканский писатель. Обычно машинки именовали пафосными или нейтральными названиями: Triumph Perfect, Royal Deluxe, Underwood Champion. Иногда, апеллируя к малым размерам машинок, в названия моделей включали слово «junior». А здесь ласковое и нежное «babу».
 
 
Впрочем, сработало не только название, но и рекламная кампания, которая поначалу отличалась некоторой агрессивностью и основывалась на дискредитации конкурентов: мол, иностранцы пытаются представить свои машинки, сделанные на уровне качества швейцарских часов, а ведь есть только одна машинка, достойная Амбруста (арбалета, противотанкового гранатомёта), — это Hermes, та, которая сделана на заводе Paillard…
 
 
Получается, что имя бренда Hermes, которое ассоциируется с греческим богом путешествий и торговли, оправдала именно эта модель. Она всегда успешно продавалась; особенно пользовалась популярностью у студентов и писателей, ведь такую машинку удобно всюду таскать с собой.



Hermes Baby разработал изобретатель Джузеппе Прецьозо. Некоторые исследователи считают, что итальянский инженер списал этот проект у немецкого конструктора Отто Хааса, который якобы раньше «нарисовал» похожую машинку Patria, но выпустили её чуть позже и на другом швейцарском предприятии. Даже если это так, это неважно: списать и разработать тоже нужно уметь. А для Прецьозо эта машинка не первое детище, ранее он сконструировал Hermes 2000, а ещё помогал британцам делать портативные машинки Oliver.
 

Джузеппе Прецьозо (1897—1962)
typewriters.ch

 

Технически разнообразные версии Hermes Baby почти не отличаются. С точки зрения дизайна их можно условно разделить на три вида: ранние — без крышек над катушками, промежуточные — с крышками-крыльями над катушками и поздние — с закрытым верхним щитком над катушками: сначала в металлическом корпусе, потом в пластиковом.
Исчерпывающая информация о всех модификациях машинки представлена на сайте typewriters.ch.

 

 

 
 
Машинка этой модификации максимально проста: в ней предусмотрены только самые необходимые функции. К примеру, внедрённый почти на всех машинках селектор цветности печати здесь отсутствует (впрочем, эта функция появится в более поздних машинках Hermes Baby).
Hermes Baby очень легка в печати, даёт чёткий оттиск и, что довольно редко для машинок с кириллицей, пишет более мелким и красивым шрифтом. При этом сильно не шумит, работает нежно и аккуратно.
 

Иногда жалуются, что клавиши у этой машинки слишком близко расположены друг к другу, и это мешает уверенно печатать. Не соглашусь. Клавиатура устроена стандартно. А вот то, что клавишные рычаги при печатании порой касаются «пола», — это правда. Только на лёгкости печати это не сказывается, к тому же днище машинки оклеено фетром, и на нём не остаётся следов износа.
 

 
 
Кстати, для немцев, которые использовали машинки Hermes, было непривычно отсутствие на клавиатуре эсцета (ß): straße. Швейцарцы, в отличие от их соседей, этот знак давно не пишут и не печатают (с начала прошлого века) и вместо него употребляют на письме две буквы «ss»: strasse. Интересно, что австрийская поэтесса и писатель Фридерика Майрёккер на своей пишущей машинке Hermes Baby вместо ß отщёлкивала «sz». Она и сейчас вспоминает, что была словно замужем за Hermes Baby и работала за машинкой так же страстно, как когда-то канадский пианист Гленн Гульд за своим фортепиано, сидя со скрещёнными ногами и изгибаясь дугой над клавиатурой.

 Иосиф Бродский (1940—1996)


Среди известных писателей, кому полюбилась Hermes Baby, и кто использовал её в работе, были Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек, поэт Иосиф Бродский. А Макс Фриш увековечил этот бренд в литературе: главный герой его романа «Хомо Фабер» много путешествует, при этом во всех поездках его сопровождает печатная машинка Hermes Baby.
 

Стоит отметить, что иногда машинки Hermes Baby имеют альтернативные названия, например, Hermes Rocket или Hermes Featherweight. Названия меняли из маркетинговых соображений, особенно для машинок, рассчитанных на экспорт: Japy Baby, Ala, Viking, Montana Luxe, The Baby Empire и др. Но, конечно, настоящее имя им исконное: Hermes Baby. Исключительная, культовая машинка. Красота, которую уже не воспроизведут никогда.
 

07.04.2020

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: