23.06.2018
Абсолютное большинство машинок умеют писать красным цветом. Для этого достаточно установить бихромную ленту. Чёрным машинка печатает «по умолчанию», а чтобы сделать красные оттиски, нужно включить специальный режим при помощи переключателя цветности, так называемого селектора.
 

 

Однако вряд ли вы найдёте хоть один исторический документ или любую старую справку, сделанную машинописным способом, где вам встретится красное письмо. 
В трагикомедии Джима Джармуша «Сломанные цветы» — фильма, исполненного тонкой иронии и ностальгической грусти, — есть такой эпизод. Однажды утром, разбирая почту, стареющий ловелас Дон находит анонимное письмо, в котором на розовой бумаге красным текстом, отпечатанным на машинке, бывшая подружка рассказывает о том, что двадцать лет назад родила от него ребенка, этот факт скрыла от него, а теперь их сын, узнав об этом, ищет отца. Герой пускается в путешествие по адресам бывших любовных пассий, чтобы выяснить, кто из них прислал это письмо.
 

Кадр из фильма «Сломанные цветы» (Broken Flowers), 2005. Реж. Д. Джармуш

 

Он видит чужие жизни так и не ставшие частью его биографии. А розовый цвет его преследует всю дорогу: розовые цветы, розовые визитки, розовая лента на рюкзаке, бак мотоцикла. В конце концов он находит даже розовую печатную машинку в траве у дома бывшей любовницы. А ещё ему почудилось, что он встретил своего сына. Но в итоге окажется, что всё это было злой шуткой. 

 

 

 Кадр из фильма «Сломанные цветы» (Broken Flowers), 2005. Реж. Д. Джармуш

 

Частная переписка! Вот, где точно печатали красным вдоволь, по своему усмотрению — для украшения текста, подчёркивания мыслей, признания в любви, а, может быть, и при выражении угроз, упрёков или составлении анонимок. В общем, красный цвет, он ведь неоднозначный — с одной стороны, символ радости и красоты, а с другой — огня, тревоги и опасности. 
 
 

 

В частной переписке нет никаких правил, и режиссёр волею своего воображения отправил своему герою письмо, целиком напечатанное красным, и придал такому оформлению особый смысл. Но я думаю, что об этой опции пишущей машинки Джармуш не только знал не понаслышке, а и сам когда-то её использовал при написании сценариев. Здесь у авторов существовала традиция выделять названия сцен ярким цветом: это здорово членило тексты — и перейти глазами по бумаге от одной сцены к другой не составляло труда.
 

Сценарий Лотти Лайел к фильму «Мятеж на Баунти» (англ. Mutiny on the Bounty) / 1916 г. Из коллекции Национального архива Австралии

 
Конечно, и писатели могли выделить заголовки частей и глав своих книг красным, впрочем баловались этим крайне редко, ведь машинописная рукопись — рабочий материал для перепечатки в издательстве, который, к тому же, пестрил бесконечными правками, сделанными от руки, и совсем не напоминал художественно оформленный текст. 

 

Страницы рукописи романа М. Анисимковой "Порушеная невеста".
Источник: Архивы Югры


 

Даже в почётных грамотах и других поздравительных документах красный машинописный текст вряд ли встретится: конечно, этот цвет придаёт торжественности, но не добавляет официальности. 
 

Источник: Сахалинский областной краеведческий музей

 

Так для кого придумали эту «фишку» — печатать разными цветами? Думаете, для сценаристов, писателей или анонимщиков? Отнюдь. Красное письмо изначально понадобилось бухгалтерам. 
Небольшая справка. Первые печатные машинки ХIX века писали только одним цветом, причём фиолетовой краской (кстати, фиолетовые ленты наряду с чёрными использовались вполне официально и выпускались для машинок всегда, в том числе фиолетово-красные). Двухцветный ленточный механизм придумали и внедрили только в начале ХХ века. И этому поспособствовал в том числе русский бухгалтер Александр Александрович Беретти, который в 1889 году разработал метод красного сторно.
Сторно — это такая специальная запись, сделанная красными чернилами для исправления ошибок в учётных регистрах и ведомостях. В бухгалтерских документах записи удалять запрещено. Нельзя также зачёркивать неправильные сведения. Вместо этого вводят числа, выделенные красным цветом, которые всегда вычитаются.

В европейской бухгалтерской практике красный цвет — это вообще всегда тревожный сигнал, требующий безотлагательных и энергичных действий для восстановления платежеспособности и прибыльности бизнеса. Красными цифрами пишут убытки и долги. Чёрный же цвет, напротив, свидетельствует об успешном положении дел. Отсюда сложились известные для англичан и американцев идиомы:
To be in the black — вести дело с прибылью.
To be in the red — быть убыточным.

Кстати, в мире денег красное и чёрное фигурируют очень давно: такими цветами обозначены ячейки на колесе рулетки, и они тоже связаны с убытком (проигрышем) и прибылью (выигрышем).
 

 

Таким образом, функция двухцветной печати у машинок появилась не по прихоти, а для вполне практических нужд при составлении смет, ведомостей и прочей бухгалтерской документации.
И хотя доля других пользователей пишущих машин вскоре оказалась в миллионы раз больше, чем количество бухгалтеров, от идеи двухцветной печати не отказались, даже несмотря на то, что появились специальные бухгалтерские, счётно-пишущие машины, в которых двухцветная лента также активно применялась.

Наличие двухцветного механизма считалось преимуществом машинки, несколько удорожало её и усложняло её конструкцию.
При этом, можно сказать, что производство двухцветных лент было связано с экономически неоправданными расходами: сколько красной краски перевели впустую! Чёрная полоса на ленте расходовалась значительно быстрее, а красная, которую редко применяли, оставалась почти полностью рабочей, но такая лента уже использоваться не могла и её выбрасывали за ненадобностью.
А вот у одноцветной ленты, напротив, появлялся двойной ресурс, если она использовалась в машинках с селектором цветности. Сначала можно израсходовать одну её половину, потом вторую.

 

Кстати, двухцветную ленту в машинку заправляют обязательно чёрной полосой вверх. В таком (обычном) режиме машинка печатает наиболее оптимально. Лентоводитель при печати чёрым цветом поднимается лишь наполовину. Учитывая, сколько действий выполняет машинка при ударе по одной буквенно-символьной клавише, можно почувствовать, что затрачивается меньше усилий, чем в режиме «красное письмо», когда машинка работает на максимуме возможностей и лентоводитель поднимается до упора.
Поэтому для использования второй (нижней) полосы одноцветной ленты (при уже отработанной верхней) лучше не включать селектор в положение «красный», а вручную переставить ленту неизрасходованной полосой вверх.

Когда машинки появились, на них попробовали попечатать, когда все поняли, что это РАБОТАЕТ, тогда-то и возник «вау-эффект», а производство поставили на коммерческие рельсы. Вот и сейчас многие хотят машинку с двухцветной лентой. А известный американский коллекционер Ричард Полт, используя в том числе красную краску, написал целый манифест о машинках, который теперь вовсю гуляет в интернете.  Ниже даю также свой ответ-перевод.
 
 

23.06.2018

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: