11.12.2024
Есть ли связь между автомобилем Mercedes и пишущей машинкой с таким же названием? Обычно категорично отвечают: «Нет!». Но это, если резать бритвой по живому и отсекать интереснейшие сущности в истории этого вопроса.

 

На деле же аллюзий и хитросплетений так много, что при внимательном рассмотрении выяснится: источник у обоих изобретений один – пламенный мотор в груди австрийского промышленника и энтузиаста Эмиля Еллинека.

Пишущая машинка Mercedes Superba, начало выпуска – 1937 г.

 

И когда золотистым отливом надпись «Mercedes» сияет на щитке немецкой пишущей машинки, а при смене ракурса сверкает то одна, то другая её буква, вовсе не зря возникают подозрения: где-то рядом бродит призрак его дочери.

 

Эмиль Еллинек (1853 — 1918) 

 

Éллинек (ударение в фамилии на первом слоге) был успешный предприниматель и финансист, занимал пост генерального консула Австро-Венгрии в Ницце. Был он дельный человек и думал, конечно, не только о красе ногтей. Его душа, стремящаяся закружиться, загуляться, любила быструю езду: влекомый жаждой скорости, он обожал гонки на автомобилях. Не меньше нравилось экстравагантному месье извлекать из этого прибыль.

 

Эмиль Еллинек за рулем Daimler 16 HP Phoenix на гонке в Земмеринге, 1899 г.
mercedes-benz.com

 
На гонках Еллинек, будучи дипломатом, свой ранг предпочитал конспирировать и поэтому выступал под псевдонимом Мерседес. Таким прозвищем он называл свою первую дочь – Адриану Мануэлу Рамону.
 

 Адриана Мануэла Рамона Еллинек (1889 — 1929) 

 

Мерседес – это испанское женское имя, которое имеет латинское происхождение и означает «благодать». Впрочем, у Еллинека всё хорошее величалось этим словом. Так он назвал дом в Бадене, две виллы в Ницце – Мерседес I и Мерседес II, катера и яхты. И, кажется, если б у Эмиля спросили: «Как твои дела?», он ответил бы: «Всё у меня Мерседес!».
 

Вилла Mercedes в Бадене, ок. 1900 г.

 

 

 

 Яхта Меrcedes II, 1910-е гг.

 

Начиная с середины 1890-х годов, светский денди и дипломат инкогнито участвовал во всевозможных автогонках на Французской Ривьере. На них он не только разгонял адреналин и двигатель, но и испытывал машины и проводил их обкатку. Те модели, которые отвечали его требованиям и предпочтениям, потом он закупал партиями у производителей и продавал. Среди машин, которыми он торговал, была и продукция мало кому известной тогда фирмы Daimler Motoren Gesellschaft (DMG).
 

Daimler Phoenix на старте гонки «Ницца — Марсель» на Английской набережной.
«Гоночная неделя» в Ницце, март 1900.
mercedes-benz.com

 
Партнёр этой компании, знаменитый «Король конструкторов» Вильгельм Майбах в 1892 году арендовал в закрывшемся отеле Hermann близ Штутгарта бальный зал, чтобы организовать в нём мастерскую.  И снова затрещал паркет под каблуком. Только балом теперь здесь правила инженерная мысль, и вспыльчивые умы будто в вихре бешеной мазурки рождали новые технические идеи и претворяли их в жизнь: форсунчатый карбюратор, ременной привод и двигатель внутреннего сгорания «Феникс», – всё для автомобиля будущего.
 

 Вильгельм Майбах (1846 — 1929) 

 

Однажды посмотреть на этот танец с огоньком в мастерскую Майбаха пришёл с учёным видом знатока и сам Эмиль Еллинек. С тех пор он стал главным, но и самым сложным клиентом DMG.  Он постоянно требовал вносить изменения в конструкции машин. Так, он настаивал, чтобы автомобиль развивал неслыханную по тем временам скорость – 40 километров в час! Если Еллинека что-то не устраивало, он забывал дипломатический язык и говорил, к примеру: «Ваша машина, напичканная навозом, развалилась точно по графику!».
 

Автомобиль Mercedes Simplex, версия Tonneau.
На переднем пассажирском сидении: Вильгельм Майбах. Справа сзади автомобиля: Адольф Даймлер.
Завод Daimler-Motoren-Gesellschaft в Каннштатте, 1902 г.
mercedes-benz.com

 

 

В 1899 году в Ницце прошли очередные гонки. Еллинек получил главный приз. На соревнованиях он был, естественно, заявлен как господин Мерседес. После этого события абсолютно все автомобили DMG назывались Mercedes. За год Еллинеку удалось продать 36 таких машин. Это практически всё, что было до этого времени произведено компанией Даймлера.
 

Ажиотаж вокруг машины Mercedes после победы в гонках
и счастливый Э. Еллинек в бакенбардах за правым задним колесом автомобиля. 
Ницца, 1899 г.
mercedes-benz.com

 

 

Первый автомобиль марки Mercedes.
Mercedes 35 PS 1900-1902 гг. выпуска
mercedes-benz.com

 

В 1902 году Еллинек, почуяв небывалый успех начатого дела, окрылился, сбрил бакенбарды и официально зарегистрировал торговую марку Mercedes. К этому моменту «мерседесы» уже разгонялись до скорости 90 километров в час, и за ними выстроилась очередь на несколько лет вперёд.
Тем временем нужную скорость развили производители ещё одной технической новинки рубежа веков – пишущих машинок. Эти устройства в отличие от автомобилей не были предметом роскоши и стали массовым товаром. Между тем и здесь конкуренция разогрелась до самых высоких температур. Через злость и ярость промышленников и коммерсантов и через азарт и вдохновение творцов и изобретателей рождалась невиданная доселе «быстропишущая машинка», а с ней и новые бренды. В Америке – Remington и Underwood, в Германии – Adler.

  

 

Первая пишущая машинка, сделанная в Германии. Изображение из буклета нач. ХХ в.
Adler 7 (начало выпуска  1898 г.)

 
В 1907 году заняться производством пишущих машинок решил находчивый доктор философии Густав Мец. Он переманил к себе конструктора из компании Adler и тоже собрался сказать своё слово в промышленности  в индустрии офисной техники. Были у Меца две дочери  Лизелотта и Сюзанна. Ни одну из них он не называл по прозвищу Мерседес. Но именно таким именем немецкий доктор-мыслитель, не мудрствуя лукаво, нарёк свою фирму, а следом и всю продукцию: пишущие и счётные машины.
 

Густав Мец (1872 — 1944)

 
Предусмотрительный Мец обратился в компанию DMG за разрешением использовать торговую марку Mercedes, которая уже гремела по всей Европе как суперсовременный и прогрессивный бренд. Если попытаться реконструировать ответ, то звучал он примерно так: «Какие ещё пишущие машинки? Название? Да забирайте!». Очевидно, представители автомобильной компании с лёгкостью отдали права на использование марки для выпуска и продажи пишущих машин, и как показали дальнейшие события, опрометчиво. Впрочем, неясно, какие условия изначально предъявили Мецу. Известно только, что они носили, как ни странно, устный характер.
 

Завод пишущих машин Mercedes Büromaschinen GmbH. Основан в 1906 г.
Целла-Мелис, Тюрингия.

 

Только в 1914 году автомобильная компания оформила с фабрикой пишущих машинок официальное соглашение о взаимном разграничении использования марки Mercedes. Согласно документу, производитель офисных устройств в случае, если увеличит мощности и начнёт выпускать транспортные средства, не вправе будет использовать марку Mercedes для продажи автомобилей, обратные требования распространялись на другую сторону.
Лицензия для компании Меца стоила 20000 марок – небольшая по тем временам сумма для крупного производителя (около 80000 евро по нынешним меркам). Эти затраты, разумеется, быстро оправдались, а машинки под маркой Mercedes также получили стремительную популярность, как и автомобили.
 

 Модель 2 канцелярской машинки Mercedes. Изображение из буклета нач. ХХ в.

 

Канцелярские машинки Mercedes отличались не только надёжностью и эргономичностью, они очень просто разбирались на три части и доступ ко всем механизмам был настолько лёгким, что сделать несложный ремонт мог даже неискушенный в технике пользователь. В самом деле, плохую конструкцию «Мерседесом» не назовут, как считал тот же самый месье Еллинек.
Впрочем, дитя забав и роскоши, который уже и фамилию свою официально заменил на Jellinek-Mercedes и заявил в интервью газетам, что, мол, это единственный в истории случай, когда отец принял имя от дочери, вдруг охладел к автомобильному бизнесу… Из-за разногласий он продал все права руководителю DMG Готлибу Даймлеру и в 1909 году разорвал все контракты с компанией.
 

Завод Daimler Motoren Gesellschaft. Основан в 1890 г.
Унтертюркхайм, Штутгарт

 
Парадокс истории заключается в том, что теперь пылкий повеса хотел мастерить пишущие машины! Да не простые, а шифровальные. В 1911 году он и инженер Серж Каншин получили один из самых ранних патентов на изобретение шифратора типа будущей Enigma. По задумке такой аппарат мог шифровать и дешифровать секретные сообщения и использоваться как обычная, классическая машинка. Идея отличная, но продавать такие устройства под названием Mercedes уже нельзя было и самому основателю бренда: права на марку теперь пришлось бы выспрашивать у Густава Меца.
 

Первая модель шифровальной машины Enigma, 1923 г.в.

 
Однако реализовать новый проект не было суждено. Вскоре, когда Австро-Венгрия вступила в Первую Мировую войну, Еллинек перестал говорить по-французски, а Франция обвинила его в шпионаже в пользу Германии. Пришлось Эмилю вместе с семьёй бежать в Швейцарию, где он и доживал свои последние годы.
С началом войны в Германии началась Великая инфляция, а в 1922 году немецкая валюта рухнула в бездонную пропасть. Деньги потеряли свою ценность настолько, что ими оклеивали стены и растапливали печи. Кризис охватил и весь автопром. В компании DMG решили занять свободные ресурсы под производство велосипедов и – oh là là! – пишущих машинок.
 

 Изображение из буклета DMG Büromaschinenfabrik GmbH, 1920-е гг.

 

Пишущая машинка DMG (выпуск 1925 — 1927 гг.)

 

До изготовления велосипедов дело так и не дошло, а вот выпуск печатных машинок DMG наладила. На то, что сделана эта машинка в той самой автомобильной фирме, указывает трёхлучевая звезда, размещённая дважды на щитке каретки, точно так же, как эти звёзды дублировались на двух углах заострённой радиаторной решётки автомобилей тех лет.
 

 Mercedes-Benz 630 (выпуск 1924 — 1926 гг.)
www.mercedes-benz.com

 
Кстати, логотип в виде трёхлучевой звезды на автомобилях Mercedes появился не сразу – только в 1909 году, уже после ухода из компании своего идейного вдохновителя Еллинека.
Сколько было выпущено пишущих машинок DMG, никто уже не скажет, а сейчас сыскать хотя бы одну такую на всём белом свете крайне маловероятно. Выпуск машинок не заладился и прекратился к концу 1926 года.  К тому же, в DMG решили, что спасти предприятие можно, лишь объединившись с конкурентом – компанией Benz & Cie. Так образовался новый концерн Daimler-Benz. Автомобили с тех пор называют Mersedes-Benz.

 

Mercedes-Benz C-Class, 2021 г.в.
mercedes-benz.com

 

Напоследок нельзя не вспомнить, в честь кого названа эта марка. Сразу приходится отметить, что сопричастность дочери пионера автомобилестроения Мерседес Еллинек к рождению великого бренда очень призрачна. Эта женщина никогда не владела автомобилем и не питала к машинам никакой страсти. Только позировала за рулём на редких фотографиях для папы, чтобы тот их выложил, как сказали бы сейчас, в паблик. Мерседес жила в Вене, любила музицировать и петь, её сопрано производило на многих впечатление, но больше всего она прославилась двумя скандальными разводами, поэтому её имя история музыки не запомнила.

 Мерседес Еллинек за «Мерседесом», ок. 1910 г.

 

Название же «Мерседес», которое возникло как лёгкая эстетская выдумка австрийского щёголя, до сих пор указывает на знак высокого качества, говорим ли мы об автомобилях или о печатных машинках. И поэтому одно звучание этого имени кружит головы ценителей как движущейся, так и пишущей техники и распаляет жар горячих сердец.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: