06.06.2017
Италия. 14 января 1951 года. В послевоенном Риме страшная безработица. Адвокат, разместивший накануне в газете объявление «Требуется машинистка…», принимает в своей квартире в 31 доме по улице Via Savoia кандидаток. В старом здании на узкой лестнице столпилось около двухсот претенденток. Вскоре под их тяжестью обрушивается лестница. Десятки покалеченных, одна погибшая.

Сюжет с места события итальянской киностудии Istituto Luce

 

Этот день вошёл в историю послевоенной Италии и шокировал римлян. Уже через год после происшествия на основе этого события вышел фильм Джузеппе Де Сантиса «Рим в 11 часов» (Roma ore 11).

 

«Рим в 11 часов»,  1952 г., реж. Д. Де Сантис, фрагмент
Фильм дублирован на киностудии им. М. Горького в 1954 году

 

Фильм считается одним из ярких примеров итальянского неореализма, которому присущ неприукрашенный показ жизни рабочего класса и городских низов. Многие из кандидаток совершенно не умеют печатать, но мечтают стать машинистками. Среди них девушки из благородных семей, дочери госслужащих, выходцы из бедных семей и даже проститутка. Но на место нужна всего одна женщина. Одна из них обманом прорывается на собеседование, возникает суматоха, страсти закипают всё сильнее и лестничные пролёты срываются.

«Рим в 11 часов»,  1952 г., реж. Д. Де Сантис, фрагмент
Фильм дублирован на киностудии им. М. Горького в 1954 году

 

Впрочем, в своём фильме Де Сантис не только показывает трагедию тотальной безработицы, охватившей Италию в начале 1950-х, и обостряет её реальным фактом из жизни. Режиссёр ещё затрагивает тему женской эмансипации. Новые поколения платят за последствия Второй мировой войны, а женщины, тем временем, одерживают два важных сражения: они получают право голосовать и работать. Профессия машинистки очень престижна, женщина, работающая секретаршей, оказывается вовлечённой в деловой мир, где она, так же как мужчины, может принимать важные решения, иметь достойный заработок, может добиться успеха вне традиционных занятий по обустройству дома и семьи. Невероятный ажиотаж вокруг такой интересной вакансии — начало новой эры, в которой женщины становятся свободнее, а старый мир остаётся под руинами развалившейся лестничной площадки.
 

 

Профессия машинистки была актуальна на всём протяжении существования СССР.  Со временем, исходя из «ленинских принципов подбора и расстановки кадров», различали машинисток 1 и 2 категории и секретарей-машинисток, которые также разбирались в делопроизводстве. Как в России, так и в других западных странах, профессия машинистки всегда считалась женской.
Известно, что и в Советском Союзе от секретарей так или иначе зависело многое. Машинистки были хорошо информированы на предмет отношений между людьми внутри предприятия, они хорошо знали все цифры, связанные с деятельностью организации, в которой работали, через них пытались разрулить различные вопросы, а часто и они сами влияли на их решение, как это и показано в советском фильме «Рядом с вами» (1967 г., реж. Ю. Дубровин), другое название этого фильма — «Машинистки».

 

 

«Рядом с вами»/«Машинистки» (1967 г., реж. Ю. Дубровин), фрагмент

 

Что касается римской трагедии 1951 года, на основе этого факта другой режиссёр Аугусто Дженина снял фильм «Три запретных темы» (Tre storie proibite, 1952 г.), но советская аудитория эту картину не видела, её не дублировали в СССР.
В Римском театре Teatro Kopó пьесу «Девушки Виа Савойя» (Le ragazze di via Savoia) по мотивам трагической истории поставил режиссёр Эудженио Дура, спектакли проходят в наши дни.
О современном фильме о машинистке «Любовь на кончиках пальцев», в котором режиссёр продемонстрировал не только чуткое отношение к машинкам, но и глубокое понимание их эстетики и механики, которое можно увидеть по деталям, а также о самых быстрых скорописцах читайте здесь.
_____
Похожие статьи:
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных